?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семизм крепчал...

Этот пост попался мне на глаза пару месяцев назад...
Он был очень коротким и эмоциональным - автор сетовал на то, что встречает
 то и дело во френдленте откровения бывших соотечественников о проявлениях антисемизма (так!) в СССР. Это была не описка...
       - Да что ж вы все носитесь-то со своим антисемизмом?! - раздраженно восклицал автор в следующей фразе, - меня вон рыжей дразнили, и было это тоже очень обидно...

Я прокомментировал этот пост довольно поверхностно, написав, что тоже не вижу смысла говорить только об антисемизме, когда кроме семизма, существуют еще и шестизм, и восьмизм...
Ну не спорить же, да еще в комментариях!
Рассказывать об исковерканных судьбах, загубленных карьерах и просто откровенных издевательствах? Вспомнить историю мамы, закончившей Киевский мединститут за полгода до начала вакханалии "дела врачей"?
Я не пережил трагедий и потрясений, у меня было счастливое детство.
Но как описать детский тягучий страх, ощущение пустоты в животе при необходимости назвать свою национальность, заставить губы проговорить постыдное неприличное слово "еврей"?
То, о чем я хочу рассказать, разумеется, не антисемитизм... Так, мелкие брызги, эпизоды, над которыми можно весело смеяться. Но в них и начало всего...

Заря Перестройки! Конечно, я выписал все толстые журналы. Выход каждого номера любого из них был событием. То ли в "Неве", то ли в "Знамени" печаталась "Хромая судьба" Стругацких. Не получив вовремя очередной выпуск и выждав неделю, позвонил на почту...
В трубке было слышно, как почтовая служащая шелестит страницами гроссбуха.
       - Как вы говорите? - переспросила она, - первая квартира? Айзенштейн?... Странно... у меня вообще нет такого абонента в этом подъезде...
       - О, - голос ее внезапно окреп в предчувствии разрешения ситуации, - вот в 12-й квартире есть Ройтман...

А этот эпизод всякий раз заставляет мучительно краснеть от стыда... Промолчал...
"История войн и военного искусства" на военке. Начальник кафедры полковник Скороходов читает лекцию о Сталинградской битве.
       - Полковник Драгунский, - говорит он, - еврейской национальности, но проявил чудеса храбрости...
Те, кого это могло касаться, просто переглянулись и... проглотили...

Москва. Сокольники. Занял очередь в шашлычной за таким же, как я, командировочным - веселым, энергичным, чрезвычайно подвижным мужичком. Он реагировал буквально на все и чуть ли не подпрыгивал на месте.
       - В командировке? - подмигнул он мне. - О, из Кишинева? Молдаванин, да?
       - Нет, я еврей.  
       - Ой, простите пожалуйста, - из моего нового знакомого как будто выпустили воздух, ему было явно не по себе из за того, что он вынудил меня признаться в неполноценности...

Еще об одном эпизоде я рассказывал здесь ...

И вот еще, напоследок... Года за полтора до отъезда. Мы с другом идем по Сретенке. Чтобы сократить путь, свернули в какой-то переулок, где шла стройка,валялись доски, под ногами хлюпала грязь...
       - Где мы? - спросил я и поднял голову. Навстречу нам шла...плыла фея. Это была девушка из Мечты. Золотистые волосы, яркие голубые глаза... Дальше все произошло очень динамично. Мой друг, пытаясь найти ответ на мой вопрос, когда между нами и дивой оставалось пару шагов, спросил:
       - Девушка, какой это город?
       - Бердичев, - спокойно ответила та, мгновенно окинув нас взглядом и не останавливаясь прошла мимо.
Нас охватил дикий безумный приступ хохота - нельзя было не оценить мгновенную девушкину реакцию и незаурядное остроумие. Для меня это был еще и очищающий смех - в эту минуту я окончательно понял, что уезжаю...
Где ты, прекрасная незнакомка? Счастливо ли прожила эти 20 лет? Легче ли тебе задышалось после моего отъезда?
                                       

Хотя весьма суха энциклопедия,

Театра легкий свет лучится в фактах.
  
Еврейская история - трагедия,

Но фарс и водевиль идут в антрактах.

                         И. Губерман

 


Update
Мой лондонский Друг, который не заводит свой ЖЖ по только ему ведомым причинам, прислал свою рецензию:

Валерка!
Фраза "где ты, прекрасная незнакомка? Счастливо ли прожила эти 20 лет? Легче ли тебе задышалось после моего отъезда?" - на уровне шекспировской драмы...

Это надо же было так обосраться, чтобы, не пуская евреев на закрытые предприятия и не принимая в лучшие институты, теперь покупать за сотни миллионов долларов израильские беспилотники...

Да, что там беспилотники: вот снег покупют у Израиля... СНЕГ... http://www.mignews.com/news/technology/world/180711_153216_64286.html

Валерка! И мы с тобой - два местечковых еврея! - дожили до этого!!! Как говорил один мой румынский приятель: "Польний ши абсолутный пиздец!!!"


Comments

( 74 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
shimerli
17 июл, 2011 17:53 (UTC)
Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874 – 1965), английский государственный деятель. Премьер- министр Великобритании (1940–1945, 1951–1955)
"В Англии антисемитизма быть не может, поскольку англичане не считают себя глупее евреев."
ironyak
17 июл, 2011 17:54 (UTC)
Да, это замечательная фраза:)
kot_shred
17 июл, 2011 17:54 (UTC)
я единственный раз сдуру полезла в спор, и не зря. получила совершенно восхииттельное заявление "у евреев не должно быть преимуществ, и потому надо вводить процентную норму!"
до сих пор в восторге
ironyak
17 июл, 2011 18:00 (UTC)
Одна из тем...:))
dunea
17 июл, 2011 18:23 (UTC)
я тут как-то писала, про как я в кишиневе прошлой осенью переписывала себе свидетельство о браке, выданное в бухаресте. тетя из загса спрашивает: национальность мужа? я: еврей. на: нууу, как я просто так напишу еврей? мне захотелось спросить: вам привести мужа и показать, что он таки да? но я промолчала. а она записала: национальность не ясная. так что я теперь замужем за мужчиной неясной национальности :)
zaleph
17 июл, 2011 18:28 (UTC)
Чего уж там, неуместно скромничать - "не ясная"; не будем "лакировщиками" и прямо скажем - мутная.:))
(без темы) - dunea - 17 июл, 2011 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zaleph - 17 июл, 2011 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunea - 17 июл, 2011 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunea - 19 июл, 2011 05:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zaleph - 17 июл, 2011 19:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunea - 19 июл, 2011 05:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunea - 17 июл, 2011 18:48 (UTC) - Развернуть
potemka
17 июл, 2011 18:35 (UTC)
о, это благодатная тема...
я про нее много писала, много:)
вот, хотя бы.
http://potemka.livejournal.com/753275.html
ironyak
17 июл, 2011 18:51 (UTC)
Безответственное отношение к заданиям:)
Могла бы дочитать, проснувшись:))
(без темы) - potemka - 17 июл, 2011 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omia - 17 июл, 2011 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - potemka - 17 июл, 2011 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omia - 17 июл, 2011 20:58 (UTC) - Развернуть
ira_zorina
17 июл, 2011 18:35 (UTC)
Очень понравился Ваш "восьмизм". ))) Вполне разделяю Ваши чувства, хотя не отношусь к народу, столь одаренному чувством юмора. )))
Хочу повеселить Вас небольшой ремаркой.
Существует свидетельство, что в 1928 г. Шварц для неких официальных документов назвался "иудеем", причём служащий понял и написал это как "индей". Отражение сей феномен нашёл в стихотворении "Генриетте Давыдовне" (1928) друга Шварца - Н. Олейникова:
Я красив, я брезглив, я нахален,
Много есть во мне разных идей.
Не имею я в мыслях подпалин,
Как имеет их этот индей!
ira_zorina
17 июл, 2011 18:36 (UTC)
Речь идет, конечно, о Евгении Шварце, авторе замечательных пьес.
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 17 июл, 2011 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ira_zorina - 17 июл, 2011 20:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 20:19 (UTC) - Развернуть
verssavia
17 июл, 2011 18:56 (UTC)
А я вспомнила, как в классном журнале было написано "еврейка", но дети в классе как-то не в курсе были какой же это "ужас", но любопытство брало верх и меня спрашивали откуда я приехала. Меня в 4 года привезли жить в Москву из Кишинева. Так я сказала, что из Молдавии. "Молдавака!!!"-радостно закричали мои любопытные одноклассники, - "там, в журнале, просто ошибка" :)))
ironyak
17 июл, 2011 19:02 (UTC)
Ну да, детям свойственно лакировать действительность и отбрасывать негатив:)))
(без темы) - verssavia - 17 июл, 2011 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 17 июл, 2011 21:51 (UTC) - Развернуть
omia
17 июл, 2011 19:14 (UTC)
А мне вот такой эпизод вспоминается.
Было это в Ленинграде, в начале восьмидесятых. Работала со мной одна женщина, назовём её Татьяной Викторовной. Простая, работящая, хлебосольная. Патологическая антисемитка. Меня, правда, очень любила и деражала за "ну надо же! Еврейка, а такая хорошая девушка!". И вот однажды, когда я вернулась после обеденного перерыва в комнату, Твтьяна Викторовна с придыханием, мечтательно закатывая глаза, сообщила, что в отдел заходил и спрашивал мнея потрясающий молодой человек, высокий красавец, который, к сожалению не представился. А надо сказать, что предприятие было у нас закрытое, посторонних там быть не могло, и, прикинув приблизительно по описанию, кто это может быть, я сказала: "А, так это, наверное, Юрка Гаухман!" У Татьяны Викторовны брезгливо скривились губы, и она сказала:"Гаухман? Да нет, ЭТОТ не может быть Гаухман". И, как по заказу, в ту же минуту отворилась дверь, и в отдел зашёл Юра, который так и не понял, почему я победно посмотрела на Татьяну Викторовну, и радостно сказал:"Может, ещё как может!!!"
Надо сказать, что Бог её наказал. Её любимая единственная красавица дочь безумно влюбилась в режиссёра, естественно, оказавшегося евреем. Они поженились, причём к ужасу Татьяны Викторовны, она даже полюбила своего зятя, который был, действительно, чудесным мужиком, боготворил свою жену и очень хорошо ладил с тёщей. :)))
ironyak
17 июл, 2011 19:41 (UTC)
Это замечательно!))) Вот они, евреи, на что горазды!)
poyeliku
17 июл, 2011 21:26 (UTC)
Почему евреи - соль земли:
Идёт очередной спор, причём все стороны склоняются к мнению о несовершенстве и несправедливости мира. В конце концов меня тоже попросили присоединиться.
-Скажи,- спросили меня,- почему всё так паршиво устроено? У арабов вон сколько стран, каждый четвёртый человек - мусульманин, а у нас что? Одно-единственное государство, да и то маленькое! Где справедливость?
-Всё очень просто,- отвечаю я.- Евреи - соль земли. Больше одной солонки на мировой кухне не требуется.

Без соли каши не сваришь.
С одной солью - тоже.
Без соли не обходится ни одна заварушка.
Соль легко и непринуждённо абсорбируется в любой среде.
Если не может абсорбироваться - садится.
Её недостаток сразу заметен.
Её избыток считается недостатком.
Соль никто не ставит во главу стола. Но она всегда где-то рядом.
Попытки насыпать в солонку что-либо, кроме соли, всегда заканчиваются скандально.
Как бы не трясло солонку, несколько крупинок в ней всегда останутся.
К солонке все тянутся, передают из рук в руки, но долго в одних руках она не задерживается.
Если слишком увлекаться солью - сердце заболит.
Соль с примесью - тоже соль.
Соль, когда она попадает на глаза, очень раздражает.
Ни у кого в мире не вызывает сомнения, что от соли - большой вред. Это аксиома, о ней не задумываются.
Если пахнет палёным - соль ложится на дно. После большой чистки - смывается.
Как бы мало не было соли, всегда кому-нибудь кажется, что её слишком много.
Люди работают - соль выступает.
Потом смывается.
Где бы соль ни варилась, заставить её вернуться в солонку может только чудо.
Соль была, есть и никуда не денется. С этим пора бы уже смириться.
Соль бережно хранит то, что ей доверено.
Немного соли есть в крови у каждого.
и т.д.(с)

Извини, Валера,сейчас редко куда выхожу с комментами,но эту тему не могу стороной обойти.Эти вышеприведённые размышления из журнала твоего нынешнего соотечественника bormor,где я сейчас с превеликим моим удовольствием и подвисаю.
А антисемитизм, мне кажется,он тоже с молоком матери передаётся и в детстве ещё,как бородавки, закрепляется.Чёйта Паниковский вспомнился применимо к нашей стране со своим"Таких людей уже нет, а скоро совсем не будет!"А жаль...
ironyak
17 июл, 2011 21:54 (UTC)
Re: Почему евреи - соль земли:
Спасибо, Надя! Это здорово!))
frei_day
17 июл, 2011 22:07 (UTC)
как ни странно - в Украине до сих пор с этим проблемы...
получала паспорт 5 лет назад, графу "нацинальность" заполнять отказалась...заставили, - это при том, что в самом паспорте ее уже нет много лет.
написала так же, как и оба родителя в свое время - "русская"...
это с моей-то фамилией.... =))
ironyak
18 июл, 2011 07:37 (UTC)
Как же ее заполнить, если нет места?)) Можно, конечно, по диагонали написать:)
(без темы) - frei_day - 18 июл, 2011 09:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 18 июл, 2011 10:27 (UTC) - Развернуть
grimzaldina
17 июл, 2011 22:27 (UTC)
Дааа, Валер ))) Я, может, уже говорила, что у моей свекрови несколько раз вырывалось в адрес какого-либо человека: А что, хороший человек, хоть и еврей!
НУ, и в школе хлебнула я порядком. Была в наших школах чудесная фишка - национальность учеников в журнале классном писать ) Вот оттуда все и пошло и растянулось до 11 класса. :)
ironyak
18 июл, 2011 08:02 (UTC)
О да, запись национальности в школьном журнале - это торжество ленинской национальной политики:))
(без темы) - grimzaldina - 18 июл, 2011 17:37 (UTC) - Развернуть
lukor
18 июл, 2011 03:59 (UTC)
Понимаю и улыбаюсь:)
(без темы) - lukor - 18 июл, 2011 08:02 (UTC) - Развернуть
humorable
18 июл, 2011 06:55 (UTC)
Мои пять копеечек к чудесным рассказам.

Папа мой родился перед войной. Эвакуирован в Уфу.
Говорит:одно из первых воспоминаний - где-то в сенях дети роются в его кудрявой голове.
Когда мать заметила и спросила, чего пристают к ее ребенку, то дети ответили: ищем рожки.
-????
-так у всех евреев же есть рога.
ironyak
18 июл, 2011 08:07 (UTC)
:)))
В Коврове, куда я приехал просить руки у родителей моей невесты, было три еврея - гл. режиссер городского театра, гл. врач больницы и центральная улица Абельмана. Рожки у меня не искали, но я был экзотикой, конечно...
(без темы) - humorable - 18 июл, 2011 08:23 (UTC) - Развернуть
frau_kam
18 июл, 2011 08:57 (UTC)
Что есть евреи, я узнала в 6 классе. Наша классная руководительница собралась уезжать, её не выпустили, с работы уволили, и мы с друзьями поехали её навещать, не чуя дурного. Посидели, попили чайку (правда, за водой ходили к соседям, да и света не было, люди сидели "в отказе"). Ни о чём ТАКОМ не говорили. На следующий день в школе нас вызвали к директору, объявили, что наша Эмма - враг народа, а мы идиоты, таких нас не примут в комсомол. Дома не попало, удивление моё было велико.
ironyak
18 июл, 2011 10:36 (UTC)
Да, были людоедские времена... А когда уезжали мы, уже все было гораздо спокойнее. То есть, поборы, конечно, не отменили, но мы уже не были врагами народа - Гл. инженер меня вызвал, пожал на прощание руку и пожелал удачи...
kekrop
18 июл, 2011 10:45 (UTC)
Из Фрумкера.
Цикл - цетверостишия.

Евреев не браню,
Но с ними трудно жить.
Еврей не ест свинью,
Но может подложить.

Стране не вылезть из дерьма,
В которой столько лет упрямо
Иван кивает на Петра,
И оба дружно - на Абрама.

Узбекистан. Пока двадцатый век,
Но врач-еврей сегодня - дефицит.
Так что узбека лечит сам узбек.
Вот это - настоящий геноцид.

Кто с Волги,кто-с Днепра,а кто-с Оки
Все нации в Израиль вдруг подались.
Привозят украинцы рушники,
И уверяют всех, что это - талес.

Хоть много лет из плена мы брели,
Остались до сих пор привычки рабские:
Вот письменность свою изобрели,
А цифры и сейчас ещё арабские.

Пусть истины порою и банальны,
Но очень многое мы узнаём старея:
Не все евреи страшно гениальны,
Но в каждом гении есть что-то от еврея.

Еврею неважно - он там или тут:
И в жарком Крыму, и на дальней Аляске
Евреи где хочешь легко создадут
Русский ансабль песни и пляски.
ironyak
18 июл, 2011 13:00 (UTC)
Re: Из Фрумкера.
Спасибо:)
dimmel
18 июл, 2011 11:41 (UTC)
Да, тема жЫрная, что уж там...
ironyak
18 июл, 2011 13:05 (UTC)
Не то слово...:)))
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 74 комментария — Оставить комментарий )