?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Пошла муха на базар..."

  - Па, можешь купить эту книгу? - Шон протянул листок бумаги, поймав меня на выходе.
"Бааль звув" - написано было на бумажке (дословно - "хозяин мухи").
Муха... Власть над мухой... В памяти затренькало в предвкушении узнавания...
Ааааа.... Голдинг! Уф-ф! Ну, конечно! - "Повелитель мух".

Смутное беспокойство по поводу невесть куда сгинувших остальных мух сменилось спокойной уверенностью: Шон ошибся, записывая название.

Продавцу-консультанту была озвучена исправленная версия - "Бааль звувим".
       - Бааль звув, - снисходительно процедил тот, снимая книгу с полки.
       - Ты знаешь, - смущенно заговорил я, - так странно, в оригинале роман называется
"Lord of the flies", да и в русском варианте мух видимо-невидимо...
       - Серьезно? - удивился он. - По-видимому, это другая книга.
       - Голдинг? - подозрительно спросил я.
       - Голдинг, - подтвердил собеседник, взглянув на обложку.
       - Ты читал ее?
       - Нет, - с достоинством ответил консультант, - она только вышла.
       - Точно, - согласился я, - каких-нибудь 30 лет назад я ее читал. Даже реферат тогда по ней писал для подружки-филологини.
       - Ну, я же говорю, что это другая книга, - он был настроен стоять до конца.

Предисловие оказалось на моей стороне, и консультант, обиженно поджав губы, провел мою кредитную карточку через аппарат.

Мухи все не давали покоя, и вернувшись домой, я провел изыскания.
По правде говоря, я никогда не заморачивался смыслом названия и без того глубокого философского романа. Название казалось интересным и оригинальным, обозначающим предмет поклонения героев. Но и только.

Оказалось, что при переводе романа на иврит, название просто вернулось домой.
Голдинг перевел на английский язык ивритское имя языческого бога, которого звали Бааль Звув и которому поклонялись ассирийцы, финикийцы и филистимляне.
В христианской транскрипции - Вельзевул, соратник Люцифера.

Размышляя над открывшимся для меня новым пластом романа, я подумал, что мы с консультантом стоим друг друга.
Как оказалось в очередной раз, наука умеет много гитик.

Так что, мухи - отдельно, котлеты - отдельно.

Comments

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
humorable
22 окт, 2014 16:43 (UTC)
Вот ты понимаешь - куда ну копни, находится информация, опровергающая всё, "чему нас учили".
Я всё время с этим сталкиваюсь. Особенно, когда ты можешь проверить моментально и надёжно.
ironyak
22 окт, 2014 16:56 (UTC)
Это да, но и с опровержениями нужно осорожно. Они тоже разной степени достоверности бывают...
martinn
22 окт, 2014 16:50 (UTC)
Эка.
Это надо обдумать.
Правда, я когда-то встречал вариант Баал Зебуб, но о количестве мух там не уточнялось.
ironyak
22 окт, 2014 17:00 (UTC)
Ну, это просто разные огласовки...
А в имени бога действительно одна муха, это Голдинг так перевел.
(без темы) - martinn - 22 окт, 2014 17:08 (UTC) - Развернуть
erunduchok
22 окт, 2014 16:56 (UTC)
оживаешь. ура
ironyak
22 окт, 2014 17:01 (UTC)
Не, Любка, я не умирал...:)
sari_s
22 окт, 2014 17:15 (UTC)
Интересное изыскание вы сделали! А я сейчас подумала еще дальше: может быть и дудка вувузела тоже имеет какую-то связь с Вельзевулом?:-)
ironyak
22 окт, 2014 17:39 (UTC)
Дудка - наверняка!:)
Можно пойти дальше - золовка на завалинке завалила Звулуна...:)
buroba
22 окт, 2014 17:24 (UTC)
Очень интересно! Спасибо!
bludnyj_son
22 окт, 2014 17:55 (UTC)
Точно, ну надо же. Вельзевул по-немецки - Belzebub, почти звув, да))
ironyak
22 окт, 2014 18:08 (UTC)
Даже не почти:) В иврите "б" и "в" иногда обозначают одной и той же буквой.
(без темы) - bludnyj_son - 22 окт, 2014 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 22 окт, 2014 21:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bludnyj_son - 22 окт, 2014 21:42 (UTC) - Развернуть
luba_livney
22 окт, 2014 18:29 (UTC)
Это имя хананейского бога. Есть мнение, что имя сознательно искажено авторами Писания на "Звув" вместо "Звуль". "Звуль" обозначало роскошный дом. (из Википедии сперто) И кстати, Зевс греческий, возможно, тоже где-то рядом летал с этим Зевулом.
ironyak
22 окт, 2014 18:47 (UTC)
Но это только одна из версий... Я много об этом прочел, нет абсолютно достоверной теории. А Голдинг твой вариант не одобрил бы:))
parabella
22 окт, 2014 20:41 (UTC)
муха - это вам не просто так

интересно, спасибо
sumka_mumi_mamy
22 окт, 2014 20:57 (UTC)
Бааль звув -- этот тот самый комар, который спас муху от паука!
ironyak
22 окт, 2014 21:16 (UTC)
О, это гениальная версия!
А помнишь у Пелевина муху Наташу, которая после секса с заокеанским комаром, расслабленно спрашивает: Сэм, а в Америке много говна?

Ты где вообще?
(без темы) - sumka_mumi_mamy - 23 окт, 2014 01:16 (UTC) - Развернуть
justnat
23 окт, 2014 00:38 (UTC)
Интересно, спасибо.
yulkar
25 окт, 2014 08:29 (UTC)
Вах!
А папа мой, познающий азы иврита, каждый раз радуется слову азазель и вспоминает Булгакова
ironyak
25 окт, 2014 15:46 (UTC)
О, у него еще столько открытий впереди!:)
(без темы) - yulkar - 25 окт, 2014 18:20 (UTC) - Развернуть
grimzaldina
29 окт, 2014 17:17 (UTC)
Здорово ) А мне "Хозяин мухи" настойчиво еще напоминал Цокотуху. И не мне одной, как видно из твоих каментов! )
ironyak
29 окт, 2014 18:49 (UTC)
Но я ведь не мог Шона заподозрить в чтении Цокотухи...:)
(без темы) - grimzaldina - 29 окт, 2014 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ironyak - 29 окт, 2014 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grimzaldina - 29 окт, 2014 19:08 (UTC) - Развернуть
fotovivo
28 ноя, 2014 13:03 (UTC)
Ух ты как оно! Спасибо за открытый пласт!
frau_kam
28 янв, 2015 13:38 (UTC)
Обладеть...
Вельзевул - повелитель мух(и)...
думаю вот теперь.
ironyak
28 янв, 2015 19:34 (UTC)
Да, тут есть, над чем подумать...:)
lolka_gr
15 мар, 2015 10:22 (UTC)
Интересно как! Вельзевул - Повелитель мух!! Надо же!!
А у Колобка не было библейских корней?
( 37 комментариев — Оставить комментарий )